Ладожский канал

Староладожский и Новоладожский каналы

В южной части Ладожского озера востока на запад тянутся два канала: Староладожский и Новоладожский.

Староладожский канал был прорыт по указанию Петра I в 1730 г. на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Он стал частью Вышневолоцкого водного пути, вступившего в строй в 1709 г. Сооружение его было вызвано тем, что Ладожское озеро часто штормило, и многие речные суда терпели аварии. Канал имел длину около 100 км, ширину 20 м и глубину более 2м. В период празднования 250-летия со дня основания Санкт-Петербурга, в 1953 г. в Шлиссельбурге при входе в канал был установлен памятник Петру I.

Вторая часть канала, которая тянется в обход Ладожского озера, между реками Волхов и Сясь, была построена в 1766-1802 гг. А третью - от устья Сясь до устья реки Свирь - построили в 1802-1810 гг. вместе с Мариинской системой. Взамен обмелевшего Староладожского канала спустя несколько десятилетий (в 1866-1883 гг.) были прорыты новые каналы, получившие название Новоладожского канала.

Староладожский канал (канал Императора Петра Великого) — водный транспортный путь, соединяющий реки Волхов и Нева, построенный по инициативе царя-реформатора Петра Первого. Имеет протяженность около 117 км.

В 1861 - 1866 годах вдоль берегов Ладожского озера рядом с каналом Императора Петра Великого (по причине его обмеления) был прорыт новый грандиозный безшлюзовый канал, получивший имя Императора Александра II 0свободителя. Открытие и освящение канала, созданного всего за 5 лет, состоялось 1 сентября 1866 года. Это канал в настоящее время носит название Новоладожского.

История
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I.[1] В то время бурное экономическое развитие России требовало значительного расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 г. Петра I сказано:

«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера.
По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство. После этого строительство канала взяло на себя государство. И уже летом 1725 года строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек).

Строительство этого канала было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра.

В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Черное протяженностью около 29 километров, по участку началось движение судов. Это значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде.

22 октября 1730 года строительство канала было закончено, и весной 1731-го по нему начали ходить суда. В связи с тем, что канал отличался от первоначально задуманного, и имел глубину меньше 1 метра, в Шлиссельбурге и Новой Ладоге были сооружены шлюзы для поддержания необходимой для судоходства глубины. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

Строительство Новоладожского канала
В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новые гранитные шлюзы в Шлисельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал. В этом же году были проеведены изыскания и составлено несколько проектов по углублению канала. Но ни один подрячик не брался за выполнение работ. В связи с чем Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу ~36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861, и 1 сентября 1866 году канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимось 4,6 млн. руб.. Иногда упоминается, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза.

С появлением железных дорог основное внимание в развитии траспортной системы было перенесено с водного транспорта на жд.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос. Новоладожский используется для движения судов малого водоизмещения.